Областная Программа по энергосбережению "Природа-Энергия-Будущее"
Направленность проекта – это формирование у школьника мировоззрения, в котором каждый осознает свою ответственность перед будущими поколениями людей за деградацию экосистем, истощение природных ресурсов, загрязнение объектов окружающей среды.
Метод формирования - путем просвещения учащихся через выполнение социально значимых исследовательских и творческих проектов, имеющих четко выраженную экологическую направленность.
Главная проблема, которую решает проект – это заполнение пробела в экологическом образовании и просвещении школьников.
Как известно, содержание и процесс школьного образования включает два компонента – федеральный и региональный, которые и создают единое образовательное пространство. В настоящее время, отсутствие и первого и второго можно наблюдать в наших школах - отдельного предмета «Экология» в школах нет, лишь в некоторых, которые его выбрали, он проходит в виде факультативных занятий 2 часа в неделю. К тому же доказано, что даже наличие у личности высокого уровня экологических знаний не ведет к выработке экологических убеждений. Формирование экологических убеждений школьников может быть осуществлено только в процессе их собственной деятельности - при участии в природоохранных мероприятиях, в исследовательской экологической работе, в творческих экологических направлениях, что и предлагает инициированная Областная Программа по энергосбережению «Природа-Энергия-Будущее».
Цель: привлечение школьников к экологической деятельности и формирование их экологических убеждений через участие в социально значимых исследовательских и творческих проектах, имеющих четко выраженную экологическую направленность.
Задачи:
-
воспитание экологической культуры у детей и юношества, бережного отношения к природе;
-
пропаганда энергосбережения среди школьников, формирование энергосберегающего типа мышления;
-
активизация познавательной деятельности обучающихся и педагогической общественности в сфере новых инновационных технологий;
-
реализация творческого потенциала школьников и педагогов, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы.
Реализацию Программы поддержали:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области,
Министерство промышленности и энергетики Ростовской области,
Общероссийская общественная организация «Центр экологической политики и культуры» (г.Москва),
Ростовский филиал «Российского энергетического агентства» Министерства энергетики РФ.
Партнеры Программы:
Ростовская региональная детско-молодежная общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона»,
Центр развития детских и молодежных социальных инициатив Ростовского Дворца творчества детей и молодежи,
ФГУ «Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский».
Спонсоры Программы:
ОАО «Ростовоблгаз»,
ООО «Газпром межрегионгаз г. Ростов-на-Дону»,
ОАО «Корммаш»,
ООО «Башнефть-Юг»,
НПП «Донские технологии».
Информационная поддержка:
Газета «Молот», Рен-Тв, сайты Ассоциации «Живая природа степи», ОАО «Ростовоблгаз»,
Ростовской региональной детско-молодежной общественной организации «Содружество детей и молодежи Дона».
Одним из эффективных инструментов привлечения школьников к активной экологической деятельности, которая способствует выработке экологических убеждений, является реализация ими социально-экологических исследовательских, творческих проектов экологической направленности. Центральной темой инициированной Программы стала - «Энергосбережение». В нашей стране в вопросах энергосбережения реальные шаги были предприняты недавно, всего несколько лет назад, и были приняты Федеральный и законы субъектов. В Ростовской области, в Областной долгосрочной целевой программе энергосбережения предусмотрен целый раздел по популяризации энергосбережения среди потребителей области, в том числе и «проведение занятий по основам энергосбережения среди учащихся общеобразовательных учреждений, позволяющих формировать мировоззрение на рачительное использование энергии начиная с детского возраста», однако мероприятия по реализации этого раздела находятся пока на стадии разработки.
Учитывая этот факт, а так же важность подготовки учащихся к роли активных, сознательных граждан, ведущих «экологически сообразный» образ жизни, принимающих экологически адекватные решения, Ассоциация «Живая природа степи» при поддержке Министерств – общего и профессионального образования, промышленности и энергетики Ростовской области инициировала реализацию Областной Программы по энергосбережению «Природа-Энергия-Будущее». Почему сложилось именно такое название? Все просто: Без бережного отношения к первому компоненту и рационального использования второго компонента не будет третьего.
Запуску Программы предшествовало проведение 2-х Областных мероприятий (для учителей школ, педагогов системы дополнительного образования, руководителей общественных экологических организаций): Областной экологической школы «Природа-Энергия-Будущее» и Областного семинара «Реализация Областной программы Природа-Энергия-Будущее».
Кроме этого, была проведена компания по размещению информации в СМИ (ролики на Рен-Тв, баннеры по городу, сайт Ассоциации, партнеров).
Программа предусматривает проведение социально-значимых акций и конкурсов среди школьников области в период с октября 2010 по сентябрь 2011 года:
1) конкурса проектов по энергосбережению «Я, ты, мы и энергия»,
2) конкурса рекламно-информационных материалов: «Сделай выбор!»,
3) конкурса изделий и поделок из отходов «Продли жизнь!»,
4) конкурса фотографий «Природа в JPG »,
5) акции «Нет пакетам!».
Такой набор конкурсов позволил простимулировать экологическую деятельность школьников Ростовской области, позволил ребятам продемонстрировать все свои способности в исследовательской работе и в реализации творческого потенциала.
Работы по всем заявленным конкурсам принимались как в электронном так и в натуральном исполнении.
Для выявления победителей по каждому конкурсу были сформированы оценочные комиссии. Все результаты, а так же списки поступивших для оценки работ были вывешены на сайте Ассоциации.
Итогами Программы стали:
- Проведены Областная Школа «Природа-Энергия-Будущее» (Участники - 60 человек – учителя, педагоги системы доп.образования, представители детских экологических объединений из 40 муниципальных образований Ростовской области).
- Проведен Областной Семинар «Реализация Областной Программы по энергосбережению Природа-Энергия-Будущее» (Участники - 120 человек – учителя, педагоги системы доп.образования, представители детских экологических объединений из 40 муниципальных образований Ростовской области).
Областная программа по энергосбережению «Природа-Энергия-Будущее» состоит из:
-
конкурса проектов по энергосбережению «Я, ты, мы и энергия»: 42 победителя, 102 участника.
-
Конкурса рекламно-информационных материалов «Сделай выбор»: 20 победителей, 123 участника.
-
Конкурса изделий и поделок из отходов «Продли жизнь»: 42 победителя, 475 участников.
-
Акции «Нет пакетам»: 37 победителей, 937 участников.
-
Фотоконкурса «Природа в JPG»: 61 победитель, 386 участников.
Всего 2023 участника со всех муниципальных образований Ростовской области, 202 победителя.
7 июня 2011 года в Доме творчества детей и молодежи, Ассоциация «Живая природа степи» провела церемонию награждения победителей 2-х областных конкурсов – «Я, ты, мы и энергия», рекламно-информационного - «Сделай выбор» и Областной акции «НЕТ пакетам!». Более 1600-т школьников из 40 муниципальных образований области стали участниками проведенных конкурсов и акции. А более 120 из них победителями. Ребята были награждены дипломами и ценными подарками. Призовой фонд был сформирован одним из постоянных партнеров Ассоциации – компанией ОАО «Ростовоблгаз». Так же призы получили и наиболее активные педагоги.
А 28 октября во Дворце творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону (ул. Б. Садовая, 55) прошла фотовыставка и церемония награждения победителей 2-х областных конкурсов: конкурса изделий и поделок из отходов «Продли жизнь» и конкурса фотографий «Природа в JPG». Победители конкурсов (103 человека) были награждены дипломами и ценными подарками, в том числе и книгой «Секреты природного газа», выпущенной при содействии ОАО «Газпромрегионгаз» в г. Санкт-Петербурге. Ребята, занявшие призовые места получили в подарок фильм британского режиссёра Франни Армстронг «Век глупцов».
Подводя итоги проекта, можно отметить, что социальная эффективность экологического просвещения и образования школьника путем привлечения к экологической деятельности представляется очевидной. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим просвещением и образованием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Участие в мероприятиях экологической направленности помогает выработать у детей и подростков ответственное и сознательное отношение к окружающей природе, а это позволит создать общество неразрушающего взаимодействия с окружающей средой.
В ходе встреч и выступлений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, посвященных вопросам охраны окружающей среды, в том числе на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, неоднократно отмечалась необходимость развития системы экологического образования населения, в первую очередь детей и молодежи. В опубликованной во Всемирный день окружающей среды записи в блоге Д.А.Медведева отмечено: «Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. И вообще, у нас, кстати сказать, даже нормального экологического курса-то в программе нет. Мне, во всяком случае, недавно об этом сказали экологи. Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподаётся в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».
А вот, что отмечает Премьер Владимир Путин: «…важно развивать экологическое образование населения. Основы экологической культуры должны закладываться, конечно же, уже в школе. Существенную роль в экологическом просвещении, а также создании системы общественного экологического контроля способны сыграть неправительственные организации» - подчеркнул он.
|